Пояснительная записка к рабочей программе по биологии в 10-11 классах Программа составлена на основе авторской программы И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова, и примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования для базового уровня. Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает изучение биологических дисциплин и рассчитана на 1 час в неделю в 10 и 11 классе, всего 68 часов. Данная программа составляет основу и продолжает формировать у учащихся научную картину мира, как компонента общечеловеческой культуры, ответственное отношение к природе, помогает подготовить школьников к практической деятельности в области медицины, экологии. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование помогут школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. В программе заложены основные принципы общего среднего образования: центрический принцип построения, обучения, развития, гуманизации, дифференциации, экологизации. научности, доступности. Особенностью программы является региональный компонент – рассматриваются экологические вопросы в соответствии с изучаемыми темами. Целью данного курса является: ? развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия и многообразия; ? развитие экологического образования и воспитания экологической культуры учащихся. Задачи курса: ? развитие понимания значимости биологической науки для решения задач в области сельского хозяйства, медицины, экологии, микробиологии; ? воспитание экологической культуры и нравственности учащихся; ? формирование и развитие умения учебного труда как важного условия усвоения содержания курса и развитие логического мышления ? совершенствование ключевых компетенций ( учебных, познавательных, коммуникативных, общекультурной); ? совершенствование саморефлексивных качеств – самоанализ, самоконтроль, самокоррекция; Лабораторные работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. При изучении курса для развития познавательного интереса используются различные методы и формы обучения – проблемный и частично-поисковый, работа в группах, самостоятельная работа. Предусмотрены задания творческого характера, решение познавательных творческих задач. Продолжается формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника. Уделено внимание формированию и совершенствованию ключевых компетенций. В каждой изучаемой главе курса определены основные знания и умения для учащихся, определены формы контроля знаний. Для контроля знаний используются различные измерители, разработанные для каждой темы, которые содержат разные задания – это тесты, ответы на вопросы в свободной форме, дополни предложения, в форме и по материалам ЕГЭ. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии на базовом уровне обучающиеся должны ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ: * основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; ? строение биологических объектов; клетки; генов и хромосом; вида и экосистем; ? сущность биологических процессов: размножение. Оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности. Образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере; ? вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; ? биологическую терминологию и символику; Учащиеся должны УМЕТЬ ? объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и наживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша; влияние мутагенов на организм человека; эжкологических факторов на организмы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов; ? решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии (цепи питания); ? описывать особей видов по морфологическому критерию; ? выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;? сравнивать биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; ? анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизнии человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; ? изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; ? находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически оценивать её; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности т повседневной жизни для: ? соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алклголизм, наркомания); правил поведения а природной среде; ? оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; ? оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение) Учебник: Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс. Авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова, Издательство Дрофа. Москва, 2010